Онлайн – лекция «Декабристы в Сибири»
- Лекционные пятницы в музее
- 25 декабря 2020
- Super User
- Просмотров: 2810
«…Это какие-то богатыри, кованные из чистой стали с головы до ног, воины - сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтоб разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия»
А.И.Герцен
Прошло уже 175 лет с того декабрьского дня, когда раздался залп пушек на Сенатской площади, но мы и сейчас вспоминаем имена участников того памятного времени, с интересом читаем их записки, письма, воспоминания, которые позволяют хранить память о замыслах и делах первых русских революционеров. Чем же нам дороги эти люди?
«Декабристы - деятели русского освободительного движения первой четверти Х1Х века. Движение декабристов – это первый этап революционного движения в России. Оно возникло в кругу образованной дворянской молодежи, находившейся под влиянием европейской общественной мысли, идей французских энциклопедистов и Великой французской революции. Вместе с тем движение декабристов зародилось в эпоху складывания национального самосознания в целом ряде стран Европы, и было аналогично другим национальным патриотическим движениям. Декабристам были присущи горячий патриотизм и вера в величие России. Многие из будущих декабристов участвовали в войнах с Наполеоном.
Основными целями декабристов были установление в России конституционного парламентского режима и ограничение самодержавия (в качестве формы правления рассматривались республика или конституционная монархия), отмена крепостного права, демократические преобразования, введение гражданских прав и свобод. Декабристы размышляли об изменениях в экономической системе России, аграрной реформе (неизбежной после отмены крепостного права), судебной и военной реформах.
Декабристами был создан ряд тайных обществ: Союз Спасения (1816 - 1817), Союз Благоденствия (1818 - 1821), Южное общество и Северное общество (1821-1825). Независимо возникло Общество соединенных славян, в 1825 г. влившееся в Южное общество»… ( Из статьи О.В.Эдельман).
Страницы из книги. Сергеев М.Д., Гончарова Н.Н., Серебряков А.Ф. «Декабристы и Сибирь». М., «Советская Россия», 1988г.
Первые тайные общества стремились, в основном путем формирования общественного мнения, оказывать влияние на правительство и добиваться проведения либеральных преобразований, но после 1821г. в планах декабристов стала преобладать идея военного переворота.
Внезапная смерть Александра I и междуцарствие заставили декабристов предпринять плохо подготовленные и безуспешные восстания 14 декабря 1825г. на Сенатской площади в Петербурге и Черниговского полка на Украине.
В. Н. Максутов. Ранний эскиз к картине "Император Николай I перед строем Лейб-Гвардии Сапёрного батальона во дворе Зимнего дворца 14 декабря 1825 года". 1861г.
После их подавления правительством Николая I в Петербурге был создан специальный Следственный комитет по делу о злоумышленных тайных обществах. К следствию, длившемуся больше полугода, было привлечено около 600 человек, попавших под подозрение в членстве в тайных обществах. 121 человек был предан суду; все подсудимые были разделены на 11 разрядов по степени тяжести вины. 5 декабристов (П.И.Пестель, К.Ф.Рылеев, С.И.Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев - Рюмин, П.Г.Каховский) были приговорены к смертной казни и повешены в Петропавловской крепости 13 июля 1826г.
В последнем донесении генерал-губернатора Петербурга сообщалось:
«Экзекуция кончилась с должной тишиной и порядком как со стороны бывших в строю войск, так и со стороны зрителей, которых было немного. По неопытности наших палачей и неумению устраивать виселицы, при первом разе трое, а именно: Рылеев, Каховский и Муравьев-Апостол сорвались, но вскоре опять были повешены и получили заслуженную смерть. О чём Вашему Величеству верноподданнейше доношу».
Картина. С.И. Левенков Декабристы. Ок. 1950г.
Остальные участники восстания осуждены на разные сроки каторги и ссылки, разжалованы в солдаты и лишены дворянства.
Приговоренные к каторжным работам декабристы первоначально содержались в Петропавловской крепости и крепостях в Финляндии и затем постепенно отправлялись в Сибирь. В Иркутске их принял томский вице-губернатор Н.П.Горлов, замещавший генерал- губернатора Восточной Сибири (приятель Батенкова по масонской ложе, откуда вышло немало декабристов). Горлов распорядился расковать присланных декабристов и даже снять военный караул вокруг дома, где их поместили. Доступ к узникам фактически был свободным. Декабристов за два дня посетило несколько человек (учитель иркутской гимназии Жульяни, чиновник П.Здора, сын Горлова и др.), вероятно, представлявшие в городе тот самый слой общества, который видел в декабристах не «государственных преступников», а борцов за свободу или же жертв самодержавного деспотизма.
Учебный фильм. Декабристы. Леннаучфильм. 1971г. (Реж. И.Чаплина).
30 августа прибывшим было объявлено о назначении к местам каторжных работ. Они направлялись на расположенные сравнительно недалеко от Иркутска солеваренный завод в Усолье (Е.П.Оболенский и А.И.Якубович) и винокуренные заводы Александровский и Никольский (А.З.Муравьев, В.Л.Давыдов, С.Г.Волконский, С.П.Трубецкой и братья Борисовы). Здесь декабристам не пришлось испытывать тяжесть подневольного труда. Местное начальство относилось к ним с симпатией: например, Оболенский и Якубович вместо изнурительных работ в соляных варницах были поставлены дровосеками, причем весь «урок» выполнялся за них рабочими - каторжанами. Но пребывание декабристов на Иркутских заводах длилось недолго. Горлов за допущенные послабления указанием царя был предан суду, а декабристов перевели в Нерчинский край.
Незадолго до их отправки в Иркутск прибыла первая из жен декабристов – Е.И.Трубецкая. Готовность женщин – дворянок, избалованных жизнью, отказаться от всех доступных им благ и следовать в ссылку, на каторгу рассматривались общественностью не только как подвиг любви, но и как акт огромного общественного звучания. Понятно, что Николай I всячески стремился воспрепятствовать этому. Иркутский губернатор Цейдлер после тщетных попыток отговорить Трубецкую от намерения следовать за мужем потребовал от нее подписку о согласии на самые тяжелые условия: переход на положение жены ссыльно-каторжного и запись детей, рожденных в Сибири, в разряд заводских крестьян.
В октябре 1826г. декабристов привезли на Благодатский рудник Нерчинских заводов и заключили в тюрьму – «темную, грязную и вонючую каморку, на съедение всех видов насекомых». (Воспоминания Бестужевых. М.Л.,1951, с.310). Ежедневно их опускали в подземные шахты, глубина которых достигала 70 саженей. Работали «государственные преступники» в цепях с 5 часов утра до 11 дня. Каждый должен был выработать не менее 3 пудов руды и перенести ее на носилках к месту подъема. Тяжелый труд при скудном питании сказывался на здоровье декабристов.
На каторге в Благодатском руднике декабристы пробыли почти год. Начальник Нерчинских рудников Бурнашев открыто сожалел, что в присланной ему инструкции содержался пункт о наблюдении за здоровьем декабристов. «Без этой закорючки я бы их в два месяца всех вывел в расход». Протестуя против насилий и произвола, декабристы отказывались принимать пищу. Эта была первая голодовка в истории революционной борьбы в России.
Несколько облегчилось положение декабристов после приезда в Благодатск М.Н.Волконской и Е.И.Трубецкой.
Привезенные первыми партиями были распределены на работы в разных рудниках и заводах, но уже к осени 1827г. всех декабристов собрали в Читинском остроге, где они прожили в казематах с 1826 по 1830гг.
«…..Теснота в казематах была неимоверная. Спали прижатые друг к другу, если во сне случалось повернуться, раздавался звон цепей, узник невольно толкал двух своих соседей, и они просыпались. Я теперь припоминаю прошедшее, - пишет М.А.Бестужев,- часто думаю, что это был какой-то бестолковый сон, кошмар… постоянный грохот цепей, топот снующих взад и вперед существ, споры, прения, рассказы о заключении, о допросах…- одним словом, кипучий водоворот…». Ежедневно декабристов выводили на работу – чистить казенные хлевы и конюшни, заросшие навозом, приводить в порядок улицы…
Акварель. Бестужев Н.А. Декабристы за работой в Чите у оврага, прозванного «Чертовой могилой». 1829-1830гг.
Осенью 1830г. декабристов перевели в Петровский завод. Из Читы в Петровский завод декабристы шли пешком.
Страница из книги «Декабристы и Сибирь»
В пути, недалеко от города Верхнеудинска, колонну декабристов догнали Анна Васильевна Розен и Мария Казимировна Юшневская.
В Чите в это время проживало около двух тысяч жителей, и находились каторжные цеха железоделательного заведения, где плавили руду и вырабатывали чугун. В центре села на болоте построен тюремный замок. В камере не было окон, небольшие дыры с решетками выходили в коридор. Женщины сразу же забили тревогу - стали писать письма родственникам, Бенкендорфу, сибирской канцелярии, иркутскому генерал-губернатору, создавая общественное мнение для царской администрации.
В результате, прорубили окна в тюрьме… Женам разрешили жить вместе с мужьями в каземате. Позже здесь появилась Дамская улица, и у женщин появилась возможность в своих домах вести хозяйство, готовить пищу и жить вместе с детьми и прислугой. Одновременно им разрешалось быть и в камере мужа и в доме.
Рисунок. Бестужев Н.А.Дамская улица в Чите. 1829 – 1830гг.
Унылая и однообразная работа, разделение декабристов, расселение их в разные камеры, но именно здесь наиболее полно проявились их дружба, целеустремленность, гражданская отвага. Была создана артель, куда вносились деньги для общего питания, и это уравняло тех, кто получал денежную помощь от родственников с теми, кто не имел ничего.
Тем, у кого завершался срок каторги и начиналась пожизненная ссылка, выдавали из артельных сумм пособие, которое облегчало трудности в пути и давало возможность на первых порах обосноваться, приобрести самое необходимое.
В Читинском остроге зародилась и окрепла так называемая «каторжная академия», в которой декабристы, получившие в прошлом хорошее образование, имели возможность значительно пополнить его. Благодаря хлопотам родных им доставлялись не только книги и журналы, но и ноты, музыкальные инструменты. В Читинском остроге, затем в тюрьме Петровского завода после тяжелой работы читались лекции, пелись песни, звучала музыка (см. статью В.Гирченко «Музыка в казематах декабристов в годы сибирской каторги», «Советская музыка», №12, 1950г.), проходили публичные чтения. Николай Бестужев знакомил сотоварищей с историей русского флота. П.С. Бобрищев-Пушкин читал математику, Е.П. Оболенский - философию, М.М. Спиридов - историю средних веков, А.И. Одоевский - курс русской словесности, а Никита Муравьев и Николай Репин - курс военных наук. «Это устройство так называемой академии, - пишет А.П.Беляев, - было самой счастливой мыслью достойно образованных и серьёзных людей».
Особенно важную роль в приобретении знаний сыграла «академия» для членов Общества соединенных славян – они, выходцы из обедневших семейств, не имели ни времени, ни средств для получения образования и теперь впитывали информацию с особой жадностью. Но дело было не только в теоретических занятиях. «Лишенные возможности быть существенно полезными обществу, мы жили в абстрактном мире,- пишет М.А.Бестужев,- мы поглощали с ненасытимою жаждою все, что духовный мир творил, и мы были умны теоретически! Я предугадал, что с подобною системою занятий можно легко сойти с ума. Я начал умственные занятия перемешивать с занятиями более практическими, материальными; я изучал более шести языков; я был попеременно портной, сапожник, переплетчик, слесарь, кузнец,…шорник, ювелир». И так размышляли и поступали все. Каждый выбрал себе дело по вкусу - одни ремонтировал часы, изобретали приборы для исследования атмосферы, другие занялись портняжными и сапожным ремеслом, третьи увлекались огородничеством и поражали местное население небывалыми урожаями овощей, многие занимались медициной, наукой и другими вопросами.
Местное начальство, напуганное грозными правительственными запретами, препятствовало декабристам, пытавшимся вместо бессмысленной работы на ручной мельнице (на железоделательный завод декабристов не пускали, боясь дурного влияния декабристов на рабочих завода) получить настоящее дело и быть полезными для Петровского железоделательного завода. Лишь однажды, когда на заводе остановилась машина, в цех были допущены Н.А. Бестужев и К.П. Торсон, которые очень быстро починили то, что не удалось поправить заводским мастерам.
Второй раз Н.А. Бестужева пустили в цех в связи с трагическим обстоятельством – необходимостью изготовить свинцовый гроб в связи с внезапной смертью А.Г.Муравьевой 26 ноября 1832г. Никита Михайлович Муравьев в день смерти жены поседел.
В 1832 году декабристы, осужденные по VIII разряду, получили разрешение покинуть Петровскую тюрьму, они отправлялись на поселение. Затем - осужденные VII,V,V разрядов. Каземат постепенно пустел, узников расселяли по Сибири. Им предстояла пожизненная ссылка в глухих окраинах страны. В июле 1839 года Петровский завод покидали последние декабристы - те, кто был осужден по I разряду. Лишь один декабрист решил остаться здесь до конца своих дней - Иван Иванович Горбачевский.
По мере отбытия сроков каторжных работ декабристы назначались на вольное поселение (ссылка) в различные села и города Сибири. Нескольким из них было разрешено поступить рядовыми солдатами в войска Кавказского корпуса; отличившиеся в сражениях могли получить офицерский чин, что давало право выйти в отставку и вернуться на родину.
Сосланные в Сибирь декабристы оказали большое воздействие на культурное и социально- экономическое развитие края. Их дарования не погибли в Сибири. Декабристы являлись исследователями быта, нравов, языка, преданий, религий, песен народов Сибири, изучали ее климат, природу, растительный и животный мир.
Декабрист Лунин писал: « Настоящее житейское поприще наше началось со вступлением нашим в Сибирь, где мы призваны словом и примером служить делу, которому мы себя посвятили».
В 1856г. после смерти Николая I в связи с коронацией Александром II был издан манифест об амнистии декабристов и разрешение им вернуться из ссылки (к тому времени в живых осталось около 40 декабристов).
«…Довелось мне видеть возвращенных из Сибири декабристов, и знал я их товарищей и сверстников, которые изменили им и остались в России и пользовались всяческими почестями и богатством. Декабристы, прожившие на каторге и в изгнании духовной жизнью, вернулись после 30 лет бодрые, умные, радостные, а оставшиеся в России и проведшие жизнь в службе, обедах, картах были жалкие развалины, ни на что никому не нужные, которым ничем хорошим было и помянуть свою жизнь; казалось, как несчастны были приговоренные и сосланные, и как счастливы спасшиеся, а прошло 30 лет, и ясно стало, что счастье было не в Сибири и не в Петербурге, а в духе людей, и что каторга и ссылка, неволя, было счастье, а генеральство и богатство и свобода были великие бедствия».
Л.Н.Толстой.
Наукой декабристы занимались в Сибири и в последующие годы. Из статьи академика А.Л. Яншина: «…Владимир Иванович Штейнгель начал деятельность как гидрограф на берегах Тихого океана. Под влиянием известного русского ученого - мореведа Платона Яковлевича Гамалеи, он создал капитальный труд «Опыт полного исследования начал и правил хронологического и месяцесловного счисления старого и нового стиля» (это первая и единственная в России монография по истории календаря. К этой книге и по сей день обращаются исследователи). В условиях ссылки Штейнгелю удалось не только создать, но и напечатать в журнале Министерства внутренних дел «Статистический очерк Ишимского округа», дававший детальную картину жизни одного из округов Тобольской губернии. Собранные им данные о природных условиях края не утратили своего значения до наших дней. Сергей Петрович Трубецкой - автор целого ряда естественнонаучных трудов. В каземате и на поселении он вел геофизические исследования. Позже были обнаружены его «Записки метеорологических и астрономических наблюдений». На титульном листе дела указано, что записи начаты в 1832г. и закончены в 1852г. Хранятся они в Центральном государственном архиве Октябрьской революции. Трубецкой занимался исследованием законов химических соединений и написал сочинение «О жирных веществах», которое тоже пока не увидело свет. На протяжении многих лет декабриста глубоко интересовали вопросы использования электричества, и прежде всего, для развития мореплавания и железнодорожного транспорта. Он оставил записки по общей географии и конспект работы В.Я.Струве о двойных звездах.
Изучение Сибири очень занимало декабриста Николая Васильевича Басаргина, включившего в состав своих знаменитых «Записок» монографию о стране изгнания. В ней он не только дал характеристику Сибири в географическом и экономическом отношении, но и предложил пути дальнейшего развития ее производительных и духовных сил, включая создание высших учебных заведений и развитие путей сообщения.
Основоположником сибирской экономической географии является Гавриил Степанович Батеньков, которого декабрист В.Ф.Раевский назвал сибирским Сократом. Ему принадлежит множество трудов о родном крае, в том числе проект исследования земель Сибири от Урала до Тихого океана. Его не могли сломить ни 20 лет одиночного заключения в Алексеевском равелине Петропавловской крепости, ни долгая ссылка в Сибирь. Получив относительную свободу, он создал целый цикл работ о мироздании, в том числе тщательно проанализировал знаменитый «Космос» А.Гумбольдта.
В одном ряду с Батенковым находится другой выдающийся деятель движения декабристов - Николай Александрович Бестужев. Его исследования охватывают историю флота, атмосферное электричество, проблемы исследования полярных областей, всеобщую географию и геофизику.
Константин Петрович Торсон - участник открытия Антарктиды, описал многие земли в тропической зоне Тихого океана. Его записки о плавании к Южному полюсу, созданные в каземате и ссылке, бесследно исчезли вместе с обширным архивом декабриста, как и «Опыт натуральной философии о мироздании». Но и то немногое из научного наследства декабриста, что дошли до нашего времени, свидетельствует, что в лице Торсона русская наука имела незаурядного исследователя, изобретателя, кораблестроителя.
Среди декабристов-моряков, кроме Н.А.Бестужева и его друга К.П.Торсона, была целая плеяда исследователей, оставивших записки, журналы, статьи, труды о различных областях Земли и Мирового океана. К ним относится моряк-географ Михаил Карлович Кюхельбекер. Кроме его метеорологических журналов и заметок о плаваниях к Новой Земле и вокруг света, детально рассмотрен его недавно обнаруженный труд о Забайкальском крае.
Плодотворной географической деятельности другого декабриста – моряка посвящен очерк «Владимир Павлович Романов». Этот декабрист, друг К.Ф.Рылеева, оставил интересные записки об Испании, Русской Америке, островах северной части Тихого океана, о Греции и, наконец, разработал несколько проектов поисков Северо-Западного прохода, описал западное побережье Кавказа и картировал устье Днепра.
Дмитрий Иванович Завалишин. Ему принадлежит большое число трудов, в том числе о плавании вокруг света на фрегате «Крейсер» под командованием М.П. Лазарева, записки о Калифорнии, Русской Америке, Приамурье. Он путешествовал вместе с академиком Г.И.Лангсдорфом по девственным лесам Бразилии, много писал о Сибири, в том числе рассмотрел вопрос о влиянии на ее природу хозяйственной деятельности человека.
Следует подчеркнуть, что ни одно движение той поры не опиралось на столь глубокие нравственные устои, как движение декабристов, революционным знаменем которых было служение Отечеству, своему народу. Память о подвижниках декабризма, их труды будут еще многие годы питать жизненными соками научную мысль».
Одной из важных страниц истории нашего города является событие, связанное с восстанием на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. В 1826 году через Каинск везли в Восточную Сибирь декабристов – организаторов восстания.
Все они пользовались гостеприимством каинского городничего Николая Якимовича Степанова, в прошлом офицера, участника Отечественной войны 1812 года. Дом городничего Степанова, где он принимал декабристов, сохранился до сих пор. На фасаде здания, в левой его части, в июне 1972 года установлена мемориальная доска с текстом: «В этом доме в 1826 году останавливались декабристы, следовавшие в ссылку в Восточную Сибирь через город Каинск».
Дом городничего Степанова в Каинске. 70-е гг. ХХв.
В воспоминаниях и письмах декабристов содержатся самые теплые слова об этом человеке. Н.Я. Пущин И.И. писал: «… Этот простой и почтенный человек показал нам, перед нами и сзади нас ехавшим товарищам хорошее отношение…». Декабрист Н.В.Басаргин о своем пребывании в Каинске писал: «По дороге везде мы встречали неподдельное участие, как в народе, так и должностных лицах. В Каинске, например, городничий Степанов, пожилой мужчина, огромного роста и объема, бывший прежде фельдъегерем, пришел к нам в сопровождении двух человек, едва тащивших огромную корзину с винами и съестными припасами всякого рода. Он заставил нас непременно все это съесть и частицу взять с собой, предлагая нам даже бывшие с ним деньги следующими удивившими нас словами: «Эти деньги,- сказал он, вынимая большую пачку ассигнаций,- я нажил с грехом пополам, не совсем чисто, взятками. В наших должностях, господа, приходится делать много против совести. И не хотелось бы, да так уже заведено исстари. Возьмите эти деньги себе…». Хотя мы не согласились принять это предложение, но, тем не менее, эта откровенность, это добродушие грубой неотесанной резцом образования натуры нас очень тронуло, и прощаясь с ним, мы от души и с признательностью пожали ему руку». О теплом приеме декабристов в Каинске вспоминал и Фонвизин М.А.
В экспозиции дома-музея В.В.Куйбышева представлены материалы о декабристах, проезжавших через город. В том числе и копии портретов декабристов и их жен, выполненные местным художником Ю.Е.Скультецким.
В Каинске останавливались и жены декабристов, следовавшие за своими мужьями в Сибирь, отказавшись от всех благ: богатства, титулов, оставив своих детей на попечение родных.
В Сибирь приехало девять жен: Е.И.Трубецкая, М.Н.Волконская, А.Г.Муравьева, Е.П.Нарышкина, М.К.Юшневская, А.В.Ентальцева, Н.Д.Фонвизина, А.И.Давыдова и А.Е.Розен, а также две невесты -француженки – Камилла Ледантю, ставшая Ивашевой, и Полина Гебль, будущая Анненкова.
В экспозиции можно увидеть копию картины Василия Федоровича Тимма «Восстание 14 декабря 1825 года», написанной в 1853г. Подлинник хранится в Эрмитаже. Главное внимание в ней уделено изображению верных императору войск и прежде всего – конной гвардии. Не только на полотне, но и в действительности, стройно, плечом к плечу, выезжали на Сенатскую площадь эти отборные всадники. Конногвардейцы, покорные приказу Николая 1, атаковали в этот день своих собратьев – солдат-декабристов.
Картина. В.Ф.Тимм. Восстание 14 декабря 1825 года. 1853г.
Спасский собор в Каинске был расположен на ул. Московской. В январе 1826г. в храме был зачитан царский манифест, официально подтвердивший ходившие в городе слухи о декабрьских беспорядках в столице. Манифест издан новым императором Николаем на следующий день после подавления восстания. «…Тогда, когда все государственные сословия,- говорилось в манифесте,- все чины военные и гражданские, народ и войска принесли нам присягу верности и в храмах божиих призывали на царствие наше благословение небесное, горсть непокорных дерзнуло противостоять общей присяге, закону, власти и убеждениям! Надлежало употребить силу, чтобы рассеять и образумить сие скопище…».
Спасский собор.
В этом же зале установлен верстовой столб с уличным фонарем (новодел). История верстовых столбов такова:
Верстовые столбы начали устанавливать с указанием расстояния между городами еще в ХVI веке. А там, где столбы стояли, дорога стала называться столбовой. 22 сентября 1764 г. Екатерина II приняла решение, чтобы на всех главных дорогах стояли каменные верстовые столбы, исполненные по единому образцу. Такие верстовые столбы изготавливались в мастерских Исаакиевского собора. Столбы были высотой 10 метров, производились в стиле барокко, а сверху их венчал флюгер в виде лощади. Решение императрицы о каменных верстовых столбах оказалось для казны обременительным, и уже в 1817г. ее внук Александр I упростил эту задачу. Отныне предписывалось устанавливать деревянные верстовые столбы с наклонными черно- белыми полосами для лучшей их видимости… Арестантам полагалось несмотря ни на какую погоду пройти 500 верст в месяц. Километры появились только в 1918г. Километр оказался близок к нашей русской версте: 1 ВЕРСТА =500 САЖЕНЬ = 1,0668 км.
Верстовой столб
Волконский С.Г. на склоне лет писал: «Мои убеждения привели меня на каторгу, к 30-летнему изгнанию, и, тем не менее, ни от одного слова своего и теперь не откажусь».
Видеоэкскурсия «Своей судьбой гордимся мы…». МКУК «Музейный комплекс», 2019г. (Авт. – Чернов А.П.)
Материал подготовлен сотрудниками Музейного комплекса
Н.И.Павловой , О.В.Карагодиной