Из истории заселения Барабы

 Имя нашего края

  Слово Бараба, ставшее именем нашего края, пришло из глубины веков. По-разному объясняют происхождение этого названия народные предания и легенды. Вот что в них сказано:

  Предание первое. Жил в давние  времена кочевник по имени Барам. Однажды явился к нему во сне один из богов и сказал: «Иди, Барам, в полуночную сторону,  найдешь там землю богатую пушным зверем, птицей, рыбой и поселись на ней». Барам не посмел ослушаться всевышней воли и повел весь свой род в указанном направлении. Между Иртышом и Обью, Васюганьем и Абышкань - озером на широком степном раздолье разбил он свои юрты и жил здесь долго и счастливо пока не пришел его смертный час. Перед кончиной призвал он к себе сыновей своих и сказал им: «Разделите землю эту на одиннадцать аймаков по числу вашему и да живут здесь все одиннадцать колен наших». В память об отце своем назвали сыновья край, ставший теперь для них родным, Барамой или Барабой ( по свойствам татарского языка М и Б часто сменяют друг друга), разделили его на одиннадцать аймаков (волостей), причем самый младший из сыновей, любимый отцом и братьями, получил Улу-Барам, то есть ставку своего отца, находившуюся по среднему  течению реки Оми и простиравшуюся вплоть до озера Тандово. От Барама и его потомков и пошли барабинские татары.

  Предание второе. Много-много лет тому назад местность, именуемая  Барабой, совсем не имела названия и была независимым краем. Однако  позже западная часть ее отошла к Сибирскому царству, а восточная стала владением калмыцкого  тайши. Часть, вошедшая  в состав Сибирского царства, была  самой отдаленной его провинцией, такими же приграничными  были и земли, отошедшие калмыкам. Вот почему этот край стали называть Барабой, так как «Бараба» по-татарски означает «стой» или «не ходи дальше». В вольном переводе – «пограничная страна».

  Предание третье.  Когда хан Кучум был разбит Ермаком, то  вначале он побежал на Усть-Тару, к туралинским татарам, потом – к аялинским, на среднее течение Тары, а оттуда на реку Омь. Куян-бей, здешний наместник Кучума, с почетом принял своего повелителя и тотчас же отправил гонцов по разным аймакам. Когда собрались омские татары, Кучум обратился к ним с речью, в которой  рассказал о своем бедственном  положении, и просил оказать ему временную  помощь, или же, покинув  эти места, уйти вместе с ним и отдаться в подданство Бухары. Такое предложение  не понравилось омским татарам. Боясь  прямо ответить отказом, толпа воскликнула: «Баратор - бараман!    («Иди- мы придем!»). Кучум, опасаясь обмана, снова  стал убеждать их последовать его совету, но в ответ снова  еще громче прозвучало: «Баратор - бараман!» Так ничего не добившись, Кучум отправился к Абышкань-озеру на Кара-Отрау (Черный остров) и стал здесь  ожидать татар, но те на его зов по-прежнему  отвечали: «Бараман,бараман!». С того-то времени сначала Кучум, а потом все окрестные татары стали называть омских татар «Барама» или «Бараба». Впоследствии  этим словом стал именоваться и тот край, где они жили.
  Есть и четвертое объяснение возникновения слова Бараба, объединяющее в единое целое все три предания. Согласно ему сначала наш край назывался Барабой по имени родоначальника омских татар. Затем, когда произошел раздел Барабы между тобольским татарским царем и калмыцким тайшой, первоначальное название не утратилось, но стало употребляться в другом значении, а именно «крайняя, пограничная страна». А с  того времени, когда барабинцы ответили Кучуму: «Баратор-бараман!» у слова Бараба  появилось еще одно значение.

Исконные жители

 Барабинские татары - крупное племя, жившее когда-то в наших краях. В конце ХVI века оно было подчинено российской державе. Тогда, в 1595 году, тарский воевода князь Андрей Елецкий «учредил поход» на Барабу, поручив командовать всем войском, состоявшим из 483 человек, письменному голове Доможирову, в два года окончательно присоединившему к России не только западную, но и восточную половину Барабы.
  Как велика была численность барабинских татар в момент присоединения? Никаких сведений об этом нет. Однако, как рассказывает одно из преданий, племя понесло немалые потери: 500 самых сильных и молодых воинов ушли после битвы при Кара-Отрау (Черный остров) за Кучумом и Куяном на озеро Убинское, где и погибли.
  С ХVII века в Сибири производились подворные описи населения, которое регистрировалось дважды в столетие. В 1761 году 23 января указом сената было повелено «во всей Сибирской губернии, по Тобольску и Иркутску со всеми городами и местами, учинить вновь» перепись населения. Согласно этой описи, в Барабе в то время насчитывалось 68 деревень, а в них - 2216 человек. В «Статистическом обозрении Сибири», изданном в 1810 году, сказано, что  численность только мужского татарского населения в Каинском округе составляла 2528 человек. В 1851 году эта цифра достигла 2544, а во второй половине Х1Х века она постепенно стала уменьшаться: местный статистический комитет в  «Памятной книжке Томской губернии» сообщал, что в 1885 году численность мужского татарского населения составляет 2277 человек.
  Необходимо добавить, что в ХVII столетии Барабу населяли исключительно одни татары. В сороковые годы ХVIII века в Каинском округе, за исключением небольшого количества русских казаков, живших в трех форпостах (Усть-Тарском, Каинском, Каргатском), и пяти русских зимовий, население также было преимущественно татарским (если точнее,  на долю русских приходилось не более 10 % от общей массы).
  В шестидесятых годах этого же столетия, когда началась усиленная колонизация Барабы, в крае насчитывалось уже до тысячи душ мужского русского населения. Татары от общего количества составляли уже 69 процентов. Эти данные свидетельствуют о том, что татарское население, когда-то единственное в Барабе, медленно растворялось во все увеличивавшейся массе русских. Все это явилось следствием политики угнетения и дискриминации, проводившейся царским правительством по отношению к национальным меньшинствам.

Бараба в прошлом

  Бараба - когда-то страна барабинских татар- занимала пространство, ограниченное с севера Васюганским болотом, с юга- озером Абышканом и рекой Карасук, с запада - Иртышом, с востока - Обью. Территория Барабы почти совпадает с территорией Каинского уезда.
  Бараба делилась на полесье и степь. Каинское или Барабинское полесье носило название урмана. «Урман» - слово татарское, означает «хвойный лес». Каинский урман занимал юг Васюганья. Если Бараба в прошлом - страна татар, то Васюганье в более отдаленное время – страна остяков. Татары - народ более сильный и воинственный, оттеснили остяков на север, заняли реки Тару и верховье Тартаса, где прежде жили остяки, и стали называть эту часть Васюганья тоже Барабой.
  В урмане скапливалась в большом количестве влага и область эта служила началом образования многочисленных рек. Около северной и северо-восточной границ Каинского уезда находились непроходимые дебри. Они состояли из зарослей черемухи, боярышника, смородины и других кустарников.  Над всем этим возвышались кедры, ели, сосны. Немало в урмане росло и лиственниц, пихт и, конечно же, берез.
  Тишину урмана лишь изредка нарушал рев хозяина - медведя; иногда пробегал по тропе северный олень, появлялся лось. Здесь водились опасные хищники: рыси и росомахи. Много в урмане было белок и других пушных зверей. В бурю урман был страшен: деревья стонали и гудели под натиском ветра. Нередко после бури образовывались лесные завалы из упавших лесных гигантов, и это делало еще более непроходимыми лесные дебри.
  Но самое страшное в урмане – болото. В одних местах они устланы зеленым травяным ковром, в других - подернуты красновато-бурым налетом ржавой плесени, в третьих - покрыты мхом.
  Южную часть Каинского уезда составляла  Барабинская лесостепь. Еще путешественник Миддендорф назвал ее березовой степью. В конце ХVII века берез здесь было такое множество, что проезжающему казалось, будто он едет по сплошному «березовому саду».
  Бараба - страна озер, болот. Во время весенних разливов она иногда была похожа на море. Такой разлив был в 1847 году, когда озеро Чаны и Сартлан соединились между собой.
  Летом над Барабой целыми тучами летали комары, мошки, оводы. Чтобы защититься от них путешественники надевали на голову волосяную сетку. В любое время можно было увидеть около заимок разведенные костры, дым от которых стлался по земле. В целях защиты себя и животных от насекомых употреблялся такой способ верховой езды: лощадей обвязывали со всех сторон березовыми ветками, при быстрой езде ветки и листья приводились в движение и насекомые отлетали в сторону.
  Барабинская лесостепь начала заселяться русскими гораздо раньше, чем Барабинский урман. Поэтому в ХIХ веке она производила впечатление довольно оживленной местности. Здесь часто встречались большие деревни и торговые села. В центре Барабы стоял Каинск. Через всю Барабу проходила почтовая дорога и телеграф.

1

Кошаров П.М. Вид Барабинской степи. 1880г.

Как заселялась Бараба

  После присоединения Барабы к российскому государству край этот на протяжении всего ХVII столетия был предоставлен самому себе, и его зависимость выражалась лишь в уплате небольшого налога (ясака).
  В ХVII веке не было еще ни одной попытки заселения Барабы русскими. Так, в «Чертежной карте Сибири 1701 года», составленной боярским сыном Ремезовым, не указано ни одного русского населенного пункта.
  Колонизация обширных степных земель началась в 1722 году, когда в Барабе были построены три форпоста (военных укрепления) - Усть-Тартасский- при впадении Тартаса в Омь, Каинский Пас – по среднему течению Оми, Каргатский – на реке Каргат. В каждом из них находился небольшой отряд казаков. Более укрепленным был Каинский форпост, обнесенный рвом и валом и даже имевший артиллерию. С него-то и начался наш город
  Главной обязанностью казаков была защита барабинских татар от вторжения в их земли калмыков и киргизов. Воинственные кочевники, приходившие с юга, совершали набеги, часто уводили скот у мирных жителей Барабы, захватывали в плен их жен и дочерей, разоряли дома. С появлением русских гарнизонов прыти у степных разбойников поубавилось. Казаки, жившие в форпостах, обязаны были также сопровождать служилых людей, проезжавших из Тары и Омска на Колывань и Томск.
  Распоряжением от 24 сентября 1746 года было приказано на проезжем пути из Тары в Томск поставить зимовья для крестьян Томского и Кузнецкого ведомств, которые отправляли бы ямскую гоньбу». Согласно этому приказу появилось пять зимовий –Антошкинское, Убинское, Черепановское, Овсянниковское, Брызгаловское, расположенные так, что форпосты между ними находились на равном расстоянии. Позднее, в 1750 году, форпосты были реорганизованы в простые селения, жителям  кото-рых вменялась в обязанность лишь ямщина.

2

Кошаров П.М. Барабинская степь. 1880г.

  В пятидесятые годы восемнадцатого века сделано несколько попыток заселения Барабы сибирскими переселенцами. Так, указами Тарской воеводской канцелярии от 7 марта и 28 июня 1753 года было предписано перевести в Барабу новых переселенцев для заселения проезжей дороги на Тару. Сначала сюда были отправлены томские крестьяне, им было велено иметь жительство в Каинском форпосте. Затем последовали другие партии переселенцев, тоже сибиряков, расселявшихся вдоль дороги на Тару. Именно в этом году появились в Барабе селения Назарово, Булатово, Колмаково, Иткульское.
  Однако все попытки заселить Барабу жителями других районов Сибири не дали желаемых результатов. И вот 13 декабря 1760 года вышел сенатский указ о переселении сюда крестьян из центральной России. Благодаря этому колонизация оживилась и продвинулась далеко вперед. Однако крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева, охватившая смежные с Сибирью губернии, настолько затруднила посылку помещичьих крестьян для освоения Сибири, что переселение было приостановлено. В последний раз крестьяне из России прибыли в Барабу  в канун пугачевского восстания, в 1771 году, и основали пять селений, лежащих по нижнему течению Тартаса - Орловку, Ключевую, Усть-Изецкую, Ново-Тартасскую,  Красноярскую. С  прекращением притока переселенцев из России было разрешено добровольное переселение жителям Пермского и Томского наместничества. Этот способ колонизации края практиковался на протяжении семидесятых годов ХVIII столетия. В конце  1781 года уже существовали Назарово, Вознесенское, Малинино, Горбуново, Кузенцово, Меньшиково, Голопупово, Ключевая,Орловка, Усть-Изецкая, Шипицино, Покровское, Антошкино, Булатово, Мангазерка, Карачинская.
  Русское население Барабы пополнялось и за счет ссылавшихся сюда раскольников, которые жили на отдельных заимках и положили начало нескольким селениям.
  До восьмидесятых годов ХVIII века русские селения Барабы  входили в состав Тарского округа и делились на форпосты, которые заменяли собой волости. В 1782 году Каинская слобода была преобразована в уездный город  Каинск, к которому были причислены все вновь образовавшиеся русские волости Барабы.
  Приостановка колонизации продолжалась до 1795 года. 11 октября царским указом она вновь была разрешена.

3

Страницы книги «Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян и инородцев Западной Сибири. Исследование Е.С.Филимонова». С.-Петербург,1892 год.

  Данная статья основана на документе «Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян и инородцев Западной Сибири. Исследование Е.С.Филимонова» С.-Петербург,1892 год.

  Материалы  привезены из Центрального государственного исторического архива г.Ленинграда  сотрудниками Дома-музея В.В.Куйбышева к 260-летию нашего города и впервые публиковались в мае 1982 году на страницах газеты «Трудовая жизнь»

Методист музея Павлова Н.И.