Материальная культура притрактовых жителей (по Московско-Сибирскому тракту) в ХIХв.: одежда, жилище, пища. Часть 1
- Лекционные пятницы в музее
- 28 октября 2022
- Super User
- Просмотров: 1360
ЧАСТЬ 1
Материальная культура
русского населения Сибири XVII – XIX вв.
В основе освоения Сибири и формирования самосознания сибиряков находился непрерывный процесс адаптации русского населения к ее суровым условиям. Под адаптацией понимается процесс взаимного приспособления между культурой народа и окружающей средой.
Полная адаптация старожилов к воздействующим природно-климатическим факторам отразилась в формировании комплекса сибирской одежды, в своеобразии подворья и жилища, укладе быта и хозяйственной жизни, в праздниках сибирского народного календаря. Конкретные условия природных зон и областей, рельеф местности, осадки и климат, речная сеть, продолжительность благоприятного для земледелия периода, характер почв – все это накладывало отпечаток на специфику адаптации русского населения в Сибири.
Отличие ландшафтов сибирского края от центрально-российских – очевидно. Здесь представлены практически все природные зоны за исключением приэкваториальных: есть арктические пустыни и тундра, тайга и лесостепь, степь и горные ландшафты. На сравнительно ограниченных пространствах здесь порой сочетаются несколько природных зон. На хозяйственную и психологическую ситуацию в ходе адаптации русского человека влиял фактор территории.
Для России в целом характерны, прежде всего, обширные пространства страны. Исследователи русского национального характера подчеркивали «ужасающее и пугающее влияние на человека бесконечных просторов России». Вместе с тем, заметим, что «огромность» Европейской России к XVII – XVIII вв. относительна: она заселена уже довольно плотно. Для сознания российского крестьянина расстояние 100 – 200 верст было довольно приличным. Соответственно, мироощущение человека было ограничено небольшими расстояниями.
Ширь и размах просторов сибирского края таковы, что здесь на территории иной волости могли бы разместиться 1 – 2 «великорусские» губернии. Например, Енисейская губерния по территории превосходила Московскую губернию в 77 раз, Владимирскую – в 52, Петербургскую – в 48, Вологодскую губернию в 6 раз. А Якутская губерния была больше Московской в 115 раз, Петербургской – в 73 раза, Вологодской губернии в 10 раз! От Урала до Тихого океана азиатская территория Российской империи простиралась на 8 тыс. километров и на 4 тыс. километров с севера на юг. Общая площадь Сибири превосходила территорию Европы в 1,3 раза, Европейскую Россию – в 2,5 раза.
Пространства Сибири для русских людей были действительно пугающими и безбрежными. Стремление подчинить их, преодолеть ужас перед морем тайги заставило первопроходцев всего за полстолетия совершить бросок от Урала до Тихого океана. «Освоенная» Сибирь изменила мироощущение русского сибиряка, сделала его поистине «космическим», глобальным. В Сибири 100 верст – не расстояние, 100 рублей не деньги…»; «В Сибири 100 верст не крюк, а все наша волость» – так отразились в поговорках представления сибиряков о пространстве…
Комплекс природных факторов включает в себя множество других составляющих: непроходимая тайга и бескрайные степи, обширнейшие болота, многоводные и порожистые реки, полное бездорожье, леденящий ветер «хиус» и «хлящие» морозы.
Но все же на первое место сибиряки ставили наиболее благоприятный фактор – изобилие свободных целинно-залежных земель. На этой интегрированной и адаптированной к Сибири основе появились сибирские жилища, новые типы усадеб, традиции и обряды, особенный уклад жизни.
Возникновение городов. В первое столетие сибирской истории особую роль выполняли крепости, называемые здесь острогами. Они служили опорными пунктами и административными центрами российского государства на новых землях. Остроги были деревянными: ряд расположенных по периметру башен соединялись стенами. Внутри крепости располагались различные по назначению строения.
Как в остроге, так и в возникавших вокруг посадах, расселялись служивые люди, ремесленники, охотники-промысловики, крестьяне. Если первоначально большая часть русских в Сибири была связана с военным делом, то к началу XVIII в. – с ремеслом, сельским хозяйством, торговлей.
Довольно быстро вслед за острогами вокруг них начинают возникать сельские поселения. Даже во второй половине XIX в. сибирские города были относительно небольшими: в них проживало от 5 до 10% населения огромного края. Со строительством Великой Сибирской магистрали в нач. ХХв. наблюдается бурное городское строительство. Население многих городов выросло в 3 – 4 и даже в 10 – 12 раз. Отметим, что по традиционному укладу жизни, по мировоззрению, по характеру культуры сибиряки-горожане мало отличались от крестьян-старожилов вплоть до последней четверти XIXв.
При основании сибирских городов документально засвидетельствованы в XVIIв. наказы воеводам о приискании земель, пригодных для хлебопашества: «Город ставить …, где бы государю было впредь прибыльнее, чтобы пашню завести»; «Тут место самое лучшее, угожее для пашен и скотинный выпуск, и сенные покосы, и рыбные ловли все блиско». Встречались и такие случаи, когда «…острожек поставлен не у места, потому что… пашенных мест и сенных покосов вблизи нет». Вначале жители острогов заводили в пригородных местах пашни и обрабатывали их наездом. Постепенно, за пределами городских укреплений вырастали посады и слободы, жители которых также имели пашни.
Возникавшие неподалеку переселявшиеся в Сибирь крестьян, основываются как «вольно», так и по «государеву решению». При этом политика государства строилась на том, чтобы «у ясачных людей (представителей местных народов) угодий не отнимать». В связи с изменившейся политической ситуацией XVIII – XIX вв. и установлением контроля до предгорий Алтая, Саян и р. Амур, большинство селений основываются вольными переселенцами.
Основание Каинска: История Каинска началась с планов сооружения по Иртышу в начале XVIIIв. так называемой Сибирской линии крепостей. В Барабе один за другим были построены три постоянных русских укрепления – пасы (с 1730-х годов их стали именовать форпостами). Каинский пас был поставлен в 1722г. в среднем течении реки Оми при впадении в нее речки Каинки.
К 1733 году Московско-Сибирский тракт был уже проложен через Тюмень, Тобольск, Тару, Чаусский острог. Каинский форпост, занимая срединное положение между Иртышом и Обью, связанный по реке Оми с Омском, будучи конечным восточным пунктом Иртышского бассейна, стал транзитным пунктом на пути из Омска в Томск.
Серьезных военных функций Каинскому форпосту выполнять не пришлось, и уже в 1750 году гарнизон здесь был ликвидирован. В Каинском форпосте была построена первая церковь во имя Спасителя Нерукотворного Образа. Возникшая на месте Каинского форпоста слобода Каинск была перенесена на место нынешнего города в 1772 году. В 1782 году Каинск становится уездным городом сначала Тобольского, а затем Колыванского наместничества, а с 1804 года – окружным городом Томской губернии. К концу XVIIIв. в городе насчитывалось 106 частных жилых домов, 7 лавок и амбаров. Город был застроен преимущественно одноэтажными домами, часто покрытыми «берестой и дерном, некоторые даже без кровель, обросшие сверху травой...».
На систему планировочных взаимосвязей города влияли ландшафт и топография Барабинской степи, изгибы реки Оми, обусловившие конкретику каждодневных маршрутов: удобных выходов к реке, выпасам, торговым местам, направление дороги на соседнюю деревню Мошнино, других проселочных дорог. В 1834г. томским архитектором колежским асессором К.Г. Турским был составлен, а затем и «высочайше утвержден» план города Каинска. Этот план стал основой формирования регулярной планировочной структуры города. Она определялась местоположением двух основных улиц – Московской (отрезок Московского тракта) и Иркутской (современных улиц Краскома и Коммунистической соответственно), лучеобразно расходящихся от восточного въезда в город. Их пересекали поперечные улицы Базарная (современная ул. Куйбышева), Думская (ул. Папшева), Садовая (ул. Ленина). Торговая площадь, где находились мясные и рыбные ряды, располагалась у реки Оми и была ограничена с восточной стороны Базарной, а с северной стороны – Московской улицами. Базарная улица выходила на речку Каинку, проселочную дорогу и пруды. Торговая площадь, получившая название Базарной, была широко открыта на соседнюю площадь, где стояла деревянная церковь. Обе площади были связаны между собой по диагонали и хорошо просматривались с главных улиц маленького города.
В 1828 году было закончено строительство церкви Успения Божьей Матери. Расположенная на пересечении главных улиц по тракту с выходом на реку, церковь стала важнейшей композиционной доминантой в спокойном силуэте купеческого города, площадь стала называться Соборной.
План города Каинска, 1834г. (Красным обозначено место, где располагался Каинский форпост): Памятники истории, архитектуры и монументального искусства Новосибирской области. Книга 2. Районы и города Новосибирской области. Новосибирск, 2012
План города Каинска, 1866г. (Красным обозначено место, где располагался Каинский форпост): Памятники истории, архтектуры и монументального искусства Новосибирской области. Книга 2. Районы и города Новосибирской области. Новосибирск, 2012
Сравнивая генеральные планы 1834 и 1866 гг., можно увидеть, как быстро развивалась центральная часть Каинска: Соборная площадь «потеряла» свою правильную квадратную форму – достроенный до планировочной полноты квартал в границах улиц Базарной (отрезок ул. Куйбышева), Думской (ул. Папшева), Иркутской (ул. Коммунистическая) и современной ул. Халтурина примкнул к ней с северной стороны; появившиеся новые торговые ряды и лавки «сломали» общность Соборной и Базарной площадей, превратив их в два самостоятельных градоформирующих объекта.
Деревня Машнина на правом берегу реки Оми еще была самостоятельным поселением, но уже наметилась тенденция на ее объединение с г. Каинском. Город развивался в восточном направлении параллельно с направлением тракта, захватывая при этом и северо-восточную часть.
В конце XIX – начале ХХ в. развитие г. Каинска шло в условиях новых социально-экономических преобразований. В 1960-1970-е гг. в России были проведены две реформы: Земская (1864 г.) и Городская (1870 г.). Эти реформы нашли отражение в формировании архитектурного облика города. На фоне старых деревянных строились каменные купеческие дома, которые отличались декоративным убранством. Строили их в двух уровнях, подвальные помещения строились из кирпича с сомкнутым сводом. На наружных стенах ярко выделялись пилястры, имитирующие колонны, выступающие из стен, нередко рустованные. Фигурные парапеты украшали крыши домов, которые в основном были покрыты железом. Карнизы многоступенчатые, а над дверьми или окнами строились огромные сандрики.
Музыкальный альбом «Каинск. 1903 – 1905 гг.»:
Но внешний вид зданий определялся не только художественным видением мастеров-строителей и заказчиков, но и нормативными документами градостроительства, принятыми в России, в которых четко был обозначен регламент градостроительной деятельности. Так, в строительном уставе за 1911 г. было записано: «Желающий возвести в городе новый дом или перестроить существующий, обязан предоставить в Городскую Управу как фасад, так и подробный план всех частей здания по этажам и разрезы оного, продольный и поперечный». В уставе также оговорены высоты строений, ширина окон и простенков и т.д.
Если появление Каинска было инициировано государственной политикой освоения Сибири, а транзитное положение в системе связей между Востоком и Западом способствовало его становлению, то со временем определяющую роль в развитии стали играть потенциальные возможности самого города. К концу XIXв. в Каинске выросло несколько коренных поколений горожан. Сформировались целые династии ремесленников, промышленников, купцов…
Возникновение сельских поселений. С процессами заселения и освоения края русскими людьми тесно связано возникновение и развитие поселений сельского типа на огромной территории за Уралом. Оно обусловило и возникновение постоянного потомственного населения Сибири. В отличие от формирования городских поселений на основе сельских у славян Восточной Европы, в Сибири сначала возникают города-остроги, а затем их жители совместно с оседавшими вокруг них землепашцами, основывали сельские поселения. В начале XVII – XVIII вв. осваивались в основном таежная зона и, частично, лесостепь. Это предопределяло крайне трудоемкий процесс заселения края русскими людьми.
Все же за первое столетие «русской Сибири» наиболее плотно были заселены Верхотурско-Тобльский, Томско-Кузнецкий, Енисейский, Илимско-Забайкальский районы, где главным занятием стало земледелие. Именно это позволило с 1685г. прекратить целевые поставки государством хлеба в Сибирь.
Выбор места поселения осуществлялся очень тщательно. Особенно внимательно приглядывались в первый год жизни: не затопит ли место заселения, быстро ли сходит здесь снег, затишье или постоянно дуют ветра, нет ли постоянной сырости и т.д. Были случаи, когда «засельщики» меняли место, если оказывалось, что «земля хлеб худо родит». В ходе освоения южных районов Сибири, многие крестьянские поселения перемещаются сюда из более северных районов.
Чтобы основать селение, вначале подыскивали подходящую лесную поляну у реки или озера, по-сибирски – «елань». Затем ее расчищали от кустарника, расширяли, вырубив лес. Выкорчевывали пни; пустив «палы», выжигали старую траву и остатки кустарника. Затем готовили пашню, по 2-3 раза перепахивая землю. Сеяли вначале немного: «учиняли опыт».
В то же лето старались начинать рубить жилье, но часто не хватало ни времени, ни сил и, поэтому, в первую зиму на сибирской земле жили в землянках. По преданиям старожилов, в первый год в глиняных берегах рек копали углубления под печи и в них пекли хлеб. Так как часто дома рубили на месте леса, то ставили их на сосновые и лиственичные пни.
Сибирь. Тайга. ХIХв.
Осваивая новые земли, крестьяне уходили в совершенно глухие места, часто даже неподконтрольные властям. Еще в начале XVIIIв. русские люди расселились в долине р. Бухтармы, в горах Алтая. Вольных поселенцев здесь называли «каменщиками». Возникло более 50 «вольных» селений. Только в конце XVIIIв. «каменщики» были приняты в русское подданство. Многие селения, не известные властям, «открывали» вплоть до XXв. Писатель Г.А. Мачтет отмечал в 1880-х годах: «И вдруг деревня оказывалась «открытой», точно золотая жила, каменный уголь или даже Америка!… Оказывалась открытой с домами, с обывателями, стадами и всеми прочими атрибутами деревни. В ней пекли и жарили, умирали и множились, работали и отдыхали, творили все человеческое без денег, без паспортов, без «управ», без законных властей… Это было возмутительно и тем не менее несомненно!».
Типы поселений. Основным типом сельских поселений была деревня. Это сравнительно небольшое селение, не имевшее церкви. Для начала XVIIв. характерны малодворные деревни-поселения в 1-3 двора; они составляли 91,8%, а во второй половине века их было 42,1%. К началу XVIIIв. стали преобладать деревни в 10 и более дворов. При заселении деревни родственниками, ее именуют «однопородной». Другой тип деревни – «разнопородная» деревня; здесь проживали семьи разных родов.
Так как «елани» были довольно редки, то первые пашенные участки располагались в XVII – XVIII вв. на расстоянии до 75-125 верст от деревни. Позднее, в связи с высвобождением земли из-под леса, среднее расстояние до пашни составляло от 10 до 50 верст. Поэтому в целях эффективной работы на пашне крестьянин был вынужден возводить на пашенном участке избушку, хозяйственный постройки. Данный вид поселения в Сибири называли «заимкой». Если пашня находилась недалеко, то хозяин обрабатывал ее «наездом» без строительства построек. Эта пашня называлась «займищем». В условиях «захватного» принципа освоения пашни достаточно было опахать участок земли или проложить полосу пахоты («очертить»), чтобы земля считалась занятой. В лесу ограничивали деляну, окольцовывая деревья.
До сегодняшнего дня в ряде сибирских регионов сохранился обычай «первого закоса» на покосе. При этом небольшой прокос косой-литовкой на свободной поляне являются знаком принадлежности по «захватному принципу». Если кто другой скосит траву на данном участке, то первый человек по традиции имеет право забрать себе весь стог сена. В старину, в случае возникновения спора, волостной суд мог решить вопрос о частичной компенсации сеном или деньгами за вложенный труд.
На заброшенном и вновь распаханном займище через много лет могло возникнуть новое поселение. Название заимки или займища по имени прежнего хозяина часто становилось топонимом деревни. Многие заимки дали начало новым деревням и селам. На заимку могла переселиться семья сына или сам домохозяин. За счет подселения новоприбывших переселенцев или односельчан и дополнительной разработки земли поселение разрасталось. В свою очередь вокруг появлялись новые заимки, постепенно становившиеся деревнями. В таежной зоне многие селения обязаны своим возникновением охотничьим заимкам.
Термином «починок» обозначали вновь созданное селение, которое в перспективе могло стать крупной деревней. Таким образом, деревни, заимки, займища и починки своим возникновением обязаны возделываемой крестьянской пашне. Несколько иную функцию выполняло село.
Село – сравнительно крупное селение, в котором обязательно имелась церковь. Таким образом, село становилось центром церковного прихода. Село выполняло и административные функции; оно могло быть центром волости, включавшей от 15 до 30 малых населенных пунктов.
Со временем в селах налаживалось ремесленное производство и торговля, они часто становились местом проведения ярмарок. Развитие населенных пунктов в начале XIXв. шло как по пути быстрого укрупнения имеющихся, так и увеличения количества новых селений. Декабрист Н. Бестужев писал: «Теперь едущий по Сибири увидит огромные деревни: я говорю огромные потому, что они действительно таковы; например, в Красноярской губернии (т.е. в Енисейской губернии) между прочими большими есть д. Бояроновка, которая тянулась еще в 1827 г. на 6 верст. Деревни изумляли бы любого русского огромностью и довольством». Можно отметить, что в начале XIXв. самым крупным селом всей Сибири от Урала до Тихого океана было село Боготольское, насчитывавшее 606 дворов.
Во второй половине XIXв. в отдельных местах начали ощущаться затруднения в землепользовании: в пределах общинного землевладения группа домохозяев одновременно переселялась на отдаленные угодья. Появившиеся таким образом селения назывались «выселки».
Незначительным явлением для Сибири на рубеже XIX – XX вв. стало появление хуторов-поселений одной семьи с двором и прилегающими угодьями. Многие хутора в Енисейской губернии основывались переселенцами из Польши или Прибалтики.
В середине XVII – начале XIX вв. в освоении междуречных пространств немалую роль стали играть тракты. Через Тобольскую, Томскую, Енисейскую и Иркутскую губернии прошел Большой Сибирский (Московский) тракт. С его прокладкой возникло множество селений, непосредственно обслуживающих тракт. Вдоль тракта принудительно селили переселенцев-крестьян, ссыльных-поселенцев. Здесь часто оседали на жительство не только крестьяне, но и беглые люди.
Жители трактовых селений заготавливали сено, дрова для нужд дороги, выращивали на продажу овес, зерновые культуры, овощи. Многие жители данных деревень и сел зарабатывали на жизнь обслуживанием проезжавших путников, многие служили на тракте постоянными ямщиками.
Сибирский тракт обеспечивал перевозку товаров, перемещение воинских команд, административные сообщения между сибирскими губерниями и центром. Почтовым ведомством было налажено постоянное почтовое сообщение. Любой проезжавший по тракту во второй половине XIXв. мог насчитать в день от 1 до 2 тыс. встречных повозок, подвод.
Основными населенными пунктами на тракте были станции (станки), полустанки и зимовья-станции, расположенные в глухих местах. На каждой станции всегда были наготове повозки, лошади для смены, имелись постоялые дворы, «обогревные» избы. В домах, постоялых дворах, обогревных избах круглыми сутками кипели самовары: любой путник мог найти приют и обогреться, был накормлен.
Значительные пространства на водоразделах сибирских рек были освоены в сельскохозяйственном отношении благодаря прокладке сухопутных дорог, трактов местного значения.
Застройка селений. Типы застройки селений зависели от многих факторов: времени возникновения, ландшафтных особенностей, ветров, степени родства «засельщиков».
До начала XIXв. была более распространена свободная застройка. Данные деревни были раскинувшимися, разбросанными на расстоянии группами строений. Избы стояли как группами, «кучковались по-родственному», «по артельности», по времени подселения, так и отдельно друг от друга. Зачастую, при свободной застройке, дома могли располагаться группами вдоль озера, реки, тракта и ориентироваться фасадом на южную сторону.
Рядовая застройка – тип улицы из одного ряда домов с подворьями. Такое селение могло тянуться на несколько верст.
Уличная застройка – тип улицы из двух рядов домов с постройками, обращенными фасадами другу к другу. Данные селения более характерны для второй половины XIX – начала XX вв. Дома вдоль улицы стояли как на грани, так и в глубине дворов. Одна-две усадьбы разделялись прогонами для скота, а группы подворий по 4-6 разделялись переулками. Передняя линия «заплотов» с воротами была ровная. Палисадники перед домами в сибирских селениях появились только в первой трети XXв. Современники отмечали, что улицы старожильческих селений широкие, ровные, ухоженные.
Еще во второй половине XIXв. усадьба от усадьбы располагались на достаточном расстоянии, но разделы хозяйств, увеличение количества дворов, постоянные подселения переселенцев уплотняли застроенность селений. Даже в старожильческих селениях появилась скученность. Дома стали строиться в переулках, застройка при этом стала походить на квартальную.
Практически все сибирские селения имели еще одну особенность: даже при плотной, уличной застройке они сохраняли обособленность на отдельные участки-коллективы по принципу родства, времени застройки, подселения, иногда по этническому признаку и пр. Назывались данные участки – «край», «гнездо», «кулига», «куток», «конец».
Наиболее высоким и красивым зданием села была церковь. Строили ее на возвышенном месте. Между храмом и домами обязательно сохраняли незастроенное пространство. На площади проходили ярмарки, по праздникам здесь разворачивалась торговля, проходили гулевания. Рядом с церковью обычно стояла церковно-приходская школа.
В сибирских селах было обычно несколько торговых «лавок». В начале XXв. частные торговцы быстро богатеют и строят свои дома и «лавки» из кирпича. Магазинами же в Сибири называли амбары-хранилища общественного зерна на случай неурожаев, стихийных бедствий и т.д. Из магазинов оказывалась помощь сиротам, инвалидам, выплачивалась хлебная «руга» священнослужителям.
Важнейшим административным зданием крупного села была «волость» – волостное правление. При «волости» имелось специальное помещение для содержания наказанных по решению общественного схода или волостного старшины – «кутузка», «холодная», «чижовка».
Каждое селение располагало своей пожарной службой: был пожарный сарай с необходимым пожарным и инвентарем, пожарная «каланча» – вышка. Кроме этого, каждый домохозяин обязывался но общему решению схода участвовать в тушении пожара в той или иной роли с определенным инвентарем.
Пожары были нередки в сибирских селениях, приносили страшные последствия. Так, в мае I849 г. дотла выгорело богатейшее село Енисейской губернии – Тасеево. Крестьянам удалось спасти весь скот и хлебные запасы. К ноябрю того же года все домохозяева успели выстроить новые жилища, некоторые хозяйственные постройки. Но прежнего благополучия и довольства после такого опустошительного пожара с. Тасеево уже не смогло достичь...
Сибирские старожильческие селения были чисты, ухожены, но общий вид и экологию портили груды навоза, вывозимые на определенное расстояние от строений. До последних десятилетий XIXв. сибиряки землю не удобряли, а восстанавливали плодородие переложным способом.
Вокруг сел и деревень на много верст шла изгородь – «поскотина» (В России она называлась – «околица») из 3-4 рядов жердей. Каждый домохозяин «присматривал» (ремонтировал, подновлял) за участком поскотины в 30-50 м. На дорогах в изгороди делали легкие ворота, оставлять открытыми их считалось серьезным проступком, т.к. за поскотиной расстилались пашенные и лесные угодья крестьян, членов общины.
Официальное название «город» получали те населенные пункты, особенно на первых порах присоединения Сибири, которые были административными центрами больших регионов – «разрядов», как, например, Тобольск, Томск, Якутск или же центрами значительных уездов, имевших важное оборонное или торгово-хозяйственное значение: Березов, Верхотурье, Тара и т. д. Сюда назначались воеводы из Москвы, которые имели право прямо сноситься с Центром Большинство поселений, имевших подведомственную территорию («волость»), состоявшую из сельских населенных пунктов, назывались острогами и были административными центрами этих волостей. В некоторых районах, как, например, в Верхотурском, Тюменском, Тобольском и Тарском уездах, такими волостными центрами выступали слободы. Эти же населенные пункты были и центрами церковных приходов. Со временем многие остроги, имевшие крупные уезды и ставшие в хозяйственном отношении городами, получили административный статус города и городскую печать и герб, как, например, Кузнецк, Туринск, Сургут, Каинск и т. д. Различались поселения и по своему хозяйственному значению. Города обычно – это крупные населенные торгово-промышленные центры, где развивались торговля, ремесло и земледелие. В Сибири многие из них уже к концу XVIIв. достигли уровня торгово-промышленного развития некоторых старых русских городов в европейской части России, а Тюмень и Тобольск еще раньше. Волостные и уездные остроги чаще всего выполняли в основном функцию военных постов и земледельческих центров. Различались эти поселения и в плане оборонительных сооружений и планировки селить территории. Крупные сибирские города тогда обычно делились на следующие зоны: кремль-крепость – сосредоточие военно-административной власти – с соборной церковью; посад, где проживала основная часть торгово-промышленного населения, с городской церковью; острог как укрепление и за ним «жило», где также проживало городское население; это «жило» могло быть обнесено рогатками, надолбами и рвами. Остроги, особенно уездные и волостные, не имели как такового кремля, а все поселение было просто обнесено оборонительными укреплениями. В слободе была деревянная крепость, где в основном жили власти, а все остальное население проживало на прилегающей территории. Различалась и строительная техника оборонительных укреплений. Обычно в городе крепость строилась «городнями» или «тарасами». В первом случае городские стены составлялись как бы из обычных высоких изб «клетью» с двускатной крышей, прирубленных друг к другу. Они могли использоваться как жилые или хозяйственные помещения. По углам ставились высокие четырехугольные башни, увенчанные шатром, чаще всего они выступали немного вперед стен. Точно такими же стенами могла быть обнесена и вся городская территория. В городе были обычно четыре проезжие башни-ворота (несколько выше угловых). Некоторые из них могли также служить и колокольней, а на главных проезжих башнях устанавливались городские часы.
В конце XVIIIв. века вид фасада здания предписывался планом города, составленном на основе общероссийских градостроительных правил. Этот же план запрещал строить деревянные строения ближе чем на 5 сажен друг от друга. Регламентировалось также месторасположение торговых, складских, кузнечных помещений, скотских боин, пивоварен. Большинство городских кварталов по плану имело 70х50 сажен со строгой ориентацией по направлению меридиана. Большинство населения проживало не в городах.
Сельские поселения были и крупными – 200-300 дворов (казачьи форпосты) и большей частью мелкими – 25-40 дворов. Нежилые строения располагались на одной линии с домами или во дворах. Часто дворы огорожены бревенчатыми заборами и частоколами и разделены на передний и задний. В первом находились амбары, а во втором – хлева.
Многие дома и по тракту, и у крупных городов, и в казачьих станицах покрыты и обиты тесом с резными карнизами, имеют 5-7 окон на фасаде. Но большинство изб – в три окна. Избы с 1-2 окнами встречаются редко. Наличники на окнах также украшены резьбой. Дома в селениях по тракту располагались в одну улицу.
В малозаселенных местах, куда лес доставляли издалека, например, от Ачинска до Канска, небогатые избы крылись берестой, а сверху грунтом. В таких местах часто и дома были построены из березы. Дома состоят из одной избы (без горницы), но содержались со свойственной сибирякам опрятностью. В бедных дворах зачастую нет ни хлевов, ни навесов для скота. В отличие от Ачинских, селения Красноярского округа, а также Минусинские – богаче. Топятся по белому, в окнах – стекло, лишь изредка – слюда или пузырь.
Огромное значение для развития сибирского края имело строительство дорог, но развитие городов, оказавшихся далеко от этих дорог, практически прекращалось… (продолжение следует).
(Обобщен материал комплексной характеристики субэтноса русских старожилов Сибири, сибирской общины, семьи, хозяйственной жизни, быта, особенностей материальной и духовной культуры крестьян (Министерство образования и науки Российской Федерации, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Полная версия: http://andjusev.narod.ru
– Гайер И.Н., начальник научно-просветительного отдела)